Диагностика нарушений слуха: виды, показания для проведения

© Елена Соколова, PhD (Отоларингология)

Методы исследования слуха у детей раннего возраста подразделяются на 2 группы. 

  • Поведенческая аудиометрия – наблюдение за реакциями, изменением поведения ребенка при предъявлении звука. В поведенческой аудиометрии выделяют:
    • Безусловно-рефлекторный метод – основан на наблюдении за безусловными реакциями ребенка на звук.
    • Условно-рефлекторные методы — основанные на выработке условных рефлексов на звуковую стимуляцию (выработке двигательной, поведенческой или словесной реакции на звук).
  • Объективные (физиологические) методы исследования — измерение физических параметров или регистрация физиологических реакций слухового анализатора на звуковое раздражение. Объективные методы исследования не требуют активного участия в процессе обследования самого пациента, могут быть проведены в состоянии сна или под наркозом.

Поведенческая аудиометрия

Безусловно-рефлекторный метод

У детей в возрасте до 7 месяцев состояние слуха проверяют с помощью оценки безусловных рефлексов на звук.

В некоторых случаях безусловно-рефлекторную аудиометрию проводят более старшим детям, если другие поведенческие методы исследования слуха (условно-рефлекторную или игровую аудиометрию) провести не удается.

Безусловно-рефлекторную аудиометрию проводят, используя генераторы звука, педиатрические ручные аудиометры, бытовые  звучащие предметы, «шумные» игрушки (погремушки, барабаны, пищалки).

Диагностика нарушений слуха: виды, показания для проведения

Рисунок 1. Безусловно-рефлекторная аудиометрия с помощью ручного педиатрического аудиометра PA5 производства Interacoustics, Дания.

В ответ на звуковую стимуляцию медсестра или врач отмечает наличие или отсутствие безусловных рефлексов ребенка на звук, среди них, основные:

  • рефлекс Моро — движение подрагивания руками и ногами, ребенок вытягивает руки и ноги, а потом снова подтягивает их к телу
  • кохлеопальпебральный рефлекс — сжимание век при закрытых глазах или быстрое смыкание век при открытых глазах
  • дыхательный рефлекс — за глубоким вдохом следует 5–10-секундная задержка дыхания, после которой дыхание снова нормализуется
  • ауропальпебральный рефлекс Бехтерева — мигание и активность век
  • ауропупилярный рефлекс Шурыгина — расширение зрачка

Безусловные рефлексы новорожденных угасают в возрасте примерно 3–5 месяцев и начинают развиваться первые ориентировочные реакции. При проведении безусловно-рефлекторной аудиометрии детям старше 6-7 месяцев обращают внимание на  изменение поведения в ответ на акустические сигналы, такие как:

  • изменения мимики
  • поворот или движение головы
  • движение глазами или бровями
  • сосательная активность – замирание или усиленное сосание
  • изменение дыхания, движение руками и/или ногами.

Безусловно-рефлекторная аудиометрия имеет существенные недостатки. Реакция ребенка на звук зависит от состояния ребенка: может быть различна, если ребенок голоден, капризен, сонный или наоборот – хочет спать.  Многие дети (в том числе и нормально слышащие) реагируют на громкий звук, что не позволяет точно определить пороги слышимости. 

Результаты безусловно-рефлекторной аудиометрии носят ориентировочный характер.

Условно-рефлекторные методы

Условно-рефлекторная аудиометрия

Условно-рефлекторную аудиометрию проводят детям в возрасте от 7-8 месяцев до 3-х лет.

В Медицинском центре АВРОРА™ условно-рефлекторную аудиометрию проводят в звуковом поле с помощью уникального компьютерного детского игрового аудиометрического комплекса (ДИАК).

Он состоит из клинического аудиометра Interacousrics, двух громкоговорителей, соединенных с внешним входом аудиометра, расположенных на специальной подставке слева и справа от места расположения обследуемого ребенка на расстоянии 1 м от головы.

В комплект установки также входят два монитора, расположенных слева и справа от обследуемого ребенка, на экране которых появляются анимированные изображения для формирования у ребенка условного рефлекса на звук. У ребенка вырабатывают условный рефлекс на звук, приучая его поворачивать голову в сторону, откуда исходит звук.

В качестве подкрепления рефлекса используют монитор с возникающим на нем анимированным изображением. Результаты условно-рефлекторной аудиометрии в меньшей степени зависят от состояния и настроения ребенка, чем результаты безусловно-рефлекторной аудиометрии.

Метод условно-рефлекторной аудиометрии позволяет определить частотноспецифические пороги слышимости для левого и правого уха.

Диагностика нарушений слуха: виды, показания для проведения

Рисунок 2. Условно-рефлекторная аудиометрия в Медицинском центре АВРОРА™ 

  Детская игровая аудиометрия

С помощью игровой аудиометрии проводят исследования слуха детям в возрасте от 3 до 7 лет.

Для проведения исследования слуха методом игровой аудиометрии детей сначала обучают слушать звуки и реагировать на них путем участия в игровой ситуации: перекладывать кубики из одной коробки в другую, снимать или нанизывать кольца пирамидки.

Исследования порогов слышимости начинают, убедившись, что ребенок понимает задание и может его выполнить. Звуки от аудиометра поступают в ухо ребенка через головные или костные телефоны.

Игровая аудиометрия позволяет определить частотноспецифические пороги слышимости воздушно- и костнопроведенных звуков для каждого уха. 

Диагностика нарушений слуха: виды, показания для проведения

Рисунок 3. Игровая аудиометрия

Объективные методы обследования слуха, их физиологический смысл и диагностическая ценность

К объективным методам исследования слуха, применяемым  педиатрической аудиологии относятся следующие.

Импедансная аудиометрия — измерение акустической проводимости среднего и внутреннего уха в ответ на звук.

Тимпанометрия — измерение  значений акустической проводимости при измерении давления воздуха в наружном слуховом проходе. Для проведения теста акустический зонд с помощью ушного вкладыша помещают в наружный слуховой проход.

При этом давление в наружном слуховом проходе меняется от + 200 мм до – 400 мм водяного столба. Прибор регистрирует изменение параметров отраженного от барабанной перепонки звука.

При спокойном поведении ребенка исследование занимает меньше минуты.

  • Результаты тимпанометрии используются для оценки состояния подвижности барабанной перепонки, среднего уха, цепи слуховых косточек.
  • Акустическая рефлексометрия — измерение  значений акустической проводимости структур наружного и среднего уха при сокращении стременной мышцы среднего уха, вызванное громкими звуками. 
  • Результаты акустической рефлексометрии используются для диагностики кондуктивной и сенсоневральной тугоухости, поражения слухового нерва, ствола головного мозга, лицевого нерва.

Диагностика нарушений слуха: виды, показания для проведения

Рисунок 4. Импедансометрия в Медицинском центре Аврора™. 

Регистрация вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ) – регистрация чрезвычайно слабых звуковых колебаний, генерируемых наружными волосковыми клетками внутреннего уха в ответ на звуковую стимуляцию. ОАЭ регистрируют при спокойном состоянии ребенка с помощью зонда, расположенного в наружном слуховом проходе. Исследование безболезненное, продолжительность от 30 секунд до 3 минут.

Результаты регистрации вызванной отоакустической эмиссии используются для оценки состояния наружных волосковых клеток внутреннего уха.

Диагностика нарушений слуха: виды, показания для проведения

Рисунок 5. Регистрация вызванной отоакустической эмиссии с помощью модульного прибора Titan, производство Interacoustics, (Дания). 

Регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) — выявление электрофизиологической активности внутренних волосковых клеток улитки внутреннего уха, слухового нерва и ствола головного мозга в ответ на звуковые стимулы.

Результаты регистрации КСВП используются для скрининга слуха новорожденных и детей младшего возраста, выявления синдрома слуховой нейропатии, диагностики центральных и периферических нарушений органа слуха, оценки порогов слышимости аудиометрических частот.

Диагностика нарушений слуха: виды, показания для проведения

Рисунок 6. Регистрация КСВП  в Медицинском центре Аврора™.

 

Значение видов диагностики слуха у детей

Вышеперечисленные виды диагностики слуха новорожденных, детей грудного и дошкольного возраста являются обязательными компонентами комплексной объективной диагностики слуха.

Анализ результатов тестов позволяет врачу выявить характер слухового нарушения, определить степень снижения слуха и разработать правильную тактику лечения и слухо-речевой реабилитации ребенка, правильно подобрать и настроить слуховые аппараты.

Отдельные тесты могут проводиться детям по направлению врачей-отоларингологов, сурдологов, неонатологов, педиатров, врачей Медицинского центра АВРОРА™ для уточнения диагноза, скрининга слуха, наблюдения за динамикой лечения ребенка, например при остром отите.

Дорогие Родители! Профессиональная своевременная диагностика слуха у детей позволяет своевременно и правильно выбрать тактику лечения и реабилитации ребенка, поможет ребенку с нарушением слуха обучиться речи и стать полноценным членом общества.

Наш многолетний опыт оказания высококвалифицированной слуховой помощи детям поможет вам. Обращайтесь к нам в Медицинский центр АВРОРА®.

За дополнительной информацией о комплексной объективной диагностике слуха у детей обращайтесь в Медицинский центр АВРОРА®.

Запись на прием в Медицинский центр: тел.  (044) 333-43-10,  моб. (098) 120-45-16
Запись на прием по SMS: моб. (050) 382-4195
Запись на прием по E-mail: clinica@aurora.ua
Запись на прием через сайт Записаться на прием

Источник: https://aurora.ua/ru/sluh/deti/vidy-diagnostiki-sluha-u-detei-nauchnoe-opisanie.htm

Диагностика нарушений слуха | Сурдологический центр ГУТА КЛИНИК

Диагностика нарушений слуха

Как известно, вовремя обнаруженное заболевание вылечить гораздо проще, чем его запущенные формы. Это относится и к патологии слуховой функции человека. Если вы подозреваете нарушение слуха у себя или ребенка, рекомендуем обязательно обратиться к специалисту. Современные методы диагностики снижения или повышения порога слуха помогут точно определить заболевание и назначить его лечение.

В сурдологии существуют субъективные и объективные методы диагностики слуховой системы.

Субъективные методы включают надпороговые тесты и пороговую аудиометрию, которая, в свою очередь, делится на тональную аудиометрию и речевую. Аудиометрия определяет остроту слуха и чувствительность системы слуха к звуковым разночастотным волнам. Определение порогов слуха проводится с помощью аудиометра.

Диагностика нарушений слуха: виды, показания для проведения

Метод тональной пороговой аудиометрии показывает минимальный порог слышимости на разных частотах. Полученная в результате тональной аудиометрии аудиограмма отражает, насколько слух пациента отличается от нормы на определенных частотах.

Экспертные приборы сурдологического центра «ГУТА КЛИНИК» позволяют зафиксировать пороги слышимости не только на стандартных уровнях частот, но и в расширенном диапазоне от 8 до 20 кГц. Метод речевой аудиометрии выявляет максимально возможные для пациента параметры разборчивости речи, а также эффективность слухопротезирования.

На оценку последнего влияет процент разборчивости речи и уровень тонального слуха. Во время обследования пациент находится в слуховом аппарате.

Диагностика нарушений слуха: виды, показания для проведения Аудиометрические надпороговые тесты предполагают определение уровня поражения слухового анализатора, стратегии лечения и принятие решения о целесообразности слухопротезирования или кохлеарной имплантации.

Объективные методы позволяют обследовать как взрослых, так и новорожденных.

Поскольку объективная диагностика не зависит от поведенческого фактора и физического состояния пациента, она может применяться и при оценке слуха у пациентов, не способных контактировать с врачом-аудиологом.

В отдельных случаях необходимо проведение исследований слуха в состоянии медикаментозной седации (поверхностного сна). Объективная диагностика основана на фиксации электросигналов различных элементов системы слуха в ответ на воздействие звуковых стимулов.

Диагностика нарушений слуха: виды, показания для проведения Широко распространен такой объективный метод, как импедансометрия. С ним связаны тимпанометрия и стапедиальный (акустический, или слуховой) рефлекс — исследования динамических показателей. Импедансометрия диагностирует состояние среднего уха и проводящих путей слухового анализатора. Состояние барабанной перепонки, подвижность цепи слуховых косточек, давление в среднем ухе, работу слуховой трубы определяют путем тимпанометрии.

С помощью стапедиального рефлекса оценивается состояние ушной улитки и показания аудиометрии.

Диагностика нарушений слуха: виды, показания для проведения Метод электрокохлеографии измеряет электрические потенциалы внутреннего уха и слухового нерва и позволяет выявить патологии, характерные для эндолимфатического (вестибулярного) гидропса. Это состояние характеризуется повышением давления в вестибулярной системе внутреннего уха. Ряд специалистов-аудиологов — О. Мельников, Т. Брандт, С. Морозова, А. Никифоров — считают причиной гидропса ушного лабиринта сосудистые, посттравматические и воспалительные процессы. Пример такой патологии – болезнь Меньера. Диагностика нарушений слуха: виды, показания для проведения

Метод отоакустической эмиссии (ОАЭ) осуществляет регистрацию исходящих от внутреннего уха звуков при помощи микрофона высокой чувствительности. По результатам колебания звуков оценивается работа наружных волосковых клеток.

Отоакустическая эмиссия является основным методом диагностики нарушения слуха у маленьких детей и ценится врачами за безопасность, безболезненность и точность. Исследование можно проводить на третий-четвертый день после рождения.

Диагностика нарушений слуха: виды, показания для проведения Оценить уровень восприятия звуков подкоркой головного мозга помогает диагностика акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП). Метод основывается на анализе биоэлектрических ответов от подкорковых структур. Исследование проводится с помощью специального оборудования, регистрирующего ответ отделов центральной нервной системы (ЦНС) пациента на изменения звукового сигнала в наушниках. Объективность метода слуховых вызванных потенциалов (СВП) основывается на том, что звуковые сигналы провоцируют электрическую активность в разных отделах слухового анализатора (в улитке, слуховом нерве, стволовых ядрах, корковых отелах), что позволяет оценить степень концентрации внимания, работу мозжечка и ствола мозга. Регистрацию СВП проводят в состоянии бодрствования и естественного сна пациента. В отдельных случаях (чаще у детей с патологией ЦНС) применяют медицинскую седацию (поверхностный сон).

Читайте также:  Никотиновая кислота (е375): применение, польза, вред

Диагностические кабинеты сурдологического центра «ГУТА КЛИНИК» оснащены современным высокотехнологичным оборудованием, позволяющим применить комплексный подход в диагностике слуховой системы.

Использование в комплексе субъективных и объективных методов диагностики максимально эффективно. Это дает возможность максимально точно диагностировать заболевание и выбрать верную тактику его лечения.

Результатом комплексной диагностики станет качественная реабилитация пациента.

Источник: https://audiology.gutaclinic.ru/services/metody-diagnostiki/diagnostika-narusheniy-slukha/

Диагностика остроты слуха: методы, исследования, показания, рекомендации

Своевременно выявленное заболевание лечить значительно легче, нежели запущенные формы. Это же касается и слуховой функции. При появлении малейших подозрений на снижение слуха нужно обязательно обратиться к врачу. С помощью современных диагностических исследований можно вовремя обнаружить патологию и приступить к ее терапии.

Диагностика остроты слуха

Исследование слуха должно начинаться с консультации врача-сурдолога. Специалист выполняет отоскопию – данная процедура заключается в осмотре органа слуха. Во время этой простой процедуры врач может выявить механические повреждения и другие аномалии уха.

Немаловажное значение для сурдолога имеют жалобы пациента на симптомы разных патологий – неразборчивость речи во время разговора или появление звона в ушах. После выполнения отоскопии специалист подбирает метод диагностики остроты слуха на основании клинической картины.

Под остротой слуха понимают постоянную величину. Потому для оценки данного показателя используют точные измерения. Сегодня существует довольно много информативных методов диагностики, потому подбирать их должен только врач.

Проведение диагностических исследований требуется в таких ситуациях:

Методы

Существует довольно много различных диагностических процедур, которые позволяют получить объективные результаты и определить степень тяжести тугоухости и причины ее развития.

Аудиометрия

Это эффективная процедура, которая позволяет определить остроту слуха и выявить различные нарушения. Исследование выполняется с помощью аудиометра – это электроакустический прибор, который превращает переменные электрические напряжения в звуки.

Слышимость измеряют в децибелах. Благодаря данному исследованию врач имеет возможность сравнить полученные данные с показателями нормы.

Аудиометрия проводится для решения таких задач:

  • оценка остроты слуха;
  • определение чувствительности к звукам различной частоты;
  • анализ воздушной и костной проводимости звуков
  • оценка качества распознавания речи;
  • выбор слухового аппарата.

Данная процедура не имеет противопоказаний и не провоцирует болевых ощущений. В ходе ее проведения пациенту надевают наушники, через которые подают сигналы. Если человек слышит звук, ему нужно нажать кнопку. В результате врач получает аудиограмму, которая позволяет установить наличие или отсутствие патологии.

Как проводится аудиометрия

Диагностика нарушений слуха: виды, показания для проведения

Тимпанометрия

Данная процедура представляет собой объективную диагностику болезней слуховых органов. Для ее проведения используется специальное медицинское устройство – тимпанометр, который подает звуковое давление в уши.

После чего аппарат фиксирует сопротивление, которое волна встречает во время перемещения по слуховым каналам. Результатом такого исследования является график.

Благодаря проведению тимпанометрии удается установить:

  • уровень давления в среднем ухе;
  • подвижность барабанных перепонок;
  • наличие аномальных выделений в наружном слуховом проходе;
  • целостность и подвижность слуховых косточек;
  • состояние внутреннего уха и путей.

Данная процедура не провоцирует дискомфорта и не имеет ограничений. Потому ее проводят всем при наличии соответствующих показаний.

Импедансометрия

Под данным термином понимают целый комплекс диагностических исследований, которые дают возможность оценить состояние слуховой трубы, а также среднего уха. Этот метод входит в категорию объективных процедур, поскольку не нуждается в участии пациента. Процедура не зависит от условных реакций человека, потому может выполняться даже детям раннего возраста.

В ходе проведения исследования в слуховой проход подают звук или воздух под давлением. Это осуществляется через особую резиновую заглушку. Благодаря этому удается проверить подвижность перепонки и оценить безусловный акустический рефлекс.

Импедансометрия позволяет определить физиологические возможности человека слышать, которые не зависят от его восприятия и сознания. Данный метод нередко используется для выполнения дифференциальной диагностики разных патологий органа слуха. Также с его помощью удается контролировать результативность проводимой терапии.

Проба камертонами

Несомненным достоинством данной методики является сравнительная простота используемого устройства, незначительное изменение акустических характеристик, портативность и отличная чистота звуков. Камертон дает возможность оценить воздушную и костную проводимость.

При анализе воздушной проводимости пациент должен закрыть глаза, после чего ответить, слышен ли ему звук. Если ответ утвердительный, он должен определить, каким ухом.

При оценке порога костной проводимости специалист приставляет ножку камертона к сосцевидному отростку в районе крепления ушной раковины или к средней линии черепа. После чего нужно установить длительность восприятия звука пациентом.

Проба камертонами по методу Ринне и Вебера

Диагностика нарушений слуха: виды, показания для проведения

Дополнительные исследования или анализы

Самым простым и доступным методом считается исследование слуха с помощью живой речи. Для этого одно ухо нужно закрыть пальцем, после чего предложить пациенту повторять слова, которые врач говорит шепотом или голосом средней громкости.

Как правило, остроту слуха оценивают по расстоянию, на котором слышна шепотная речь. Здоровые люди могут расслышать ее с 15-20 м. Важно учитывать, что дистанция во многом зависит от состава слов. Так, слова со звуками низкой частоты воспринимаются с расстояния 5 м. Если же слова имеют дискантовую характеристику, их можно распознать с 20-25 м.

Также для оценки остроты слуха врач может назначить такие исследования:

  1. Электрокохлеография – проводится для измерения электрических потенциалов слухового нерва и внутреннего уха. Благодаря этому удается обнаружить патологии, которые сопровождают вестибулярный гидропс.
  2. Отоакустическая эмиссия – подразумевает регистрацию звуков, которые исходят от внутреннего уха. По данным их колебания удается оценить функции наружных волосковых клеток. Благодаря проведению такого исследования удается установить нарушения слуха у детей раннего возраста.
  3. Метод акустических стволовых вызванных потенциалов – базируется на исследовании биоэлектрических реакций подкорковых структур. Благодаря этому можно определить степень восприятия звуков подкоркой мозга.

Посмотрите ролик как проводится аудиометрия:

Профилактика тугоухости

Чтобы не допустить ухудшения слуха, нужно заниматься профилактикой таких заболеваний:

  • не стоит слушать громкую музыку в наушниках;
  • детей нужно своевременно вакцинировать от кори, краснухи и паротита;
  • рекомендуется избегать сильного шума;
  • для защиты ушей от громких звуков можно использовать наушники и затычки;
  • не стоит включать сразу несколько приборов одновременно.

Чтобы справиться с нарушениями слуха, нужно своевременно провести комплексную диагностику. Благодаря этому специалист сможет установить причины и степень тяжести заболевания и подобрать адекватную терапию.

Источник: http://gidmed.com/otorinolarintologija/lor-diagnostika/ostroty-sluha.html

Диагностика слуха

Почему важно как можно раньше узнать о нарушениях слуха у вашего ребенка?

Выраженные нарушения слуха являются причиной затруднения адаптации пациента с тугоухостью в обществе.

Это происходит, прежде всего, вследствие ограничения общения с окружающими, а также дезориентации в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Принято считать, что около 10–15% населения страдает врожденными либо приобретенными нарушениями слуха, требующими коррекции средствами реабилитации слуха (слуховые аппараты, системы КИ).

Выявлению тугоухости у детей раннего возраста в настоящее время уделяют большое внимание и считают одной из наиболее актуальных задач современной оториноларингологии.

У пациентов данной возрастной группы диагностика нарушений слуха особенно важна с точки зрения социальной адаптации.

Сенсоневральная (старое название «нейросенсорная») тугоухость с высокими порогами слуха наиболее грозный вид тугоухости в отношении интеграции ребёнка в речевую среду.

В норме становление речи начинается уже в первый год жизни ребенка, что является основополагающим моментом в развитии психики и интеллекта. В связи с этим, объективные (т.е. не зависящие от участия пациента в процедуре тестирования) методы оценки слуха являются основным, а зачастую единственным, критерием для определения дальнейших лечебных и реабилитационных мероприятий.

Диагностика слуха у новорожденных. Аудиологический неонатальный скрининг. Что это такое?

Отличительной особенностью данной скрининговой системы являются ранние сроки выявления детей с нарушениями слуха, и, соответственно, ранние сроки начала проведения лечебных и реабилитационных мероприятий среди слабослышащих и глухих детей.

Как правило, скрининговые обследования ориентированы на раннее выявление, в случае, если доказано, что выявление данного состояния или заболевания на ранних стадиях будет способствовать более эффективному лечению.

Применительно к раннему выявлению нарушений слуха у новорожденных и детей первого года жизни это означает, что своевременная реабилитация слуха у таких детей будет способствовать сокращению доли лиц со стойким ограничением слуховой функции, когда за счет ее компенсации достигается практически полная социальная реабилитация таких детей, исключающая необходимость их содержания и обучения в специализированных учреждениях и предоставляющая им возможность стать полноценными членами общества.

Диагностика нарушений слуха: виды, показания для проведения
Рис. 1. Структура двухэтапной программы аудиологического неонатального скрининга.

Расширенная диагностика слуха. Как выявляют нарушения слуха у малышей?

Наиболее распространённой группой объективных методов диагностики слуха считают методики регистрации слуховых вызванных потенциалов (СВП) мозга.

В настоящее время клиническое применение получил целый ряд разновидностей регистрации СВП, а именно: электрокохлеография (ЭКоГ), регистрация коротколатентных или стволомозговых слуховых вызванных потенциалов (КСВП), среднелатентных СВП, длиннолатентных слуховых вызванных потенциалов (ДСВП) и регистрация слухового ответа на постоянные тоны – Auditory Steady State Response — ASSR (в ряде источников данную методику называют регистрацией стационарных ответов мозга). Каждая методика имеет свои преимущества и недостатки, что определяет выбор конкретного теста врачом – аудиологом (сурдологом – оториноларингологом).

Из перечисленных выше исследований наибольшее распространение получил метод регистрации КСВП для объективной оценки уровня слуха. Классическая методика предполагает использование акустических щелчков в качестве предъявляемого стимула.

Однако эта методика регистрации КСВП не всегда информативна по отношению к больным с высокими порогами слуха.

В первую очередь это связано с тем, что максимальный уровень предъявляемого стимула при использовании акустических щелчков не превышает 100 – 105 дБ нПс (dB nHL), в зависимости от используемой аппаратуры.

Во-вторых, нельзя не принимать во внимание различия между значениями порогов слуха зарегистрированных по данным КСВП и порогами слуха, полученными по данным тональной пороговой (поведенческой) аудиометрии.

В-третьих, широкий частотный спектр такого стимула ограничивает оценочную возможность метода, а именно, энергия акустического щелчка содержит физические характеристики частотного диапазона улитки в интервале от 1 до 4 кГц, что снижает качество настройки слухового аппарата.

Получить данные о т.н. частотно-специфических порогах звуковосприятия позволяет тест регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон – Auditory Steady – State Response (ASSR).

Вызванный слуховой ответ (ASSR) – это ответ мозга на постоянные акустические стимулы, которые оптимизированы для частотной специфичности и более сопоставимы с чистыми тонами, чем акустический щелчок или тональная посылка.

Такие модулированные тоны, использующиеся для регистрации вызванных ответов по своим физическим характеристикам подобны трелевым тонам, используемым в обычной аудиометрии.

Кроме того, система способна предъявлять стимулы интенсивностью свыше 100 дБ (до 130 дБ) нПс (dB nHL).

Эта особенность метода позволяет проводить тестирование по всем аудиометрическим частотам и получать вызванный ответ на стимул схожий по своим физическим характеристикам с теми стимулами, которые генерирует тональный аудиометр (Рис. 2).

Читайте также:  Гнойники на коже: причины, симптомы и осложнения

Диагностика нарушений слуха: виды, показания для проведения
Рис. 2. Автоматическая интерпретация данных ASSR — теста – построение ориентировочной аудиограммы.

На основе современной технологии регистрации и компьютерной обработки вызванного слухового ответа мозга на постоянные акустические стимулы (ASSR) предоставляется возможность производить объективную оценку состояния звуковоспринимающего аппарата по всем частотам речевого диапазона, в том числе у больных сенсоневральной тугоухостью с порогами слуха, превышающими 90 – 100 дБ. На основании полученных данных расширяются возможности подбора и первичной настройки слуховых аппаратов, в том числе и у детей раннего возраста. Кроме того, появляется дополнительная информация для выбора уха при кохлеарной имплантации за счет данных о сохранности отдельных частотных зон улитки.

Источник: http://nczd.ru/diagnostika-sluha/

Аудиометрия: виды, показания к проведению и лечение органов слуха в медицинской клинике МЕДСИ

В нормальном состоянии слух человека воспринимает звуковые колебания в широком диапазоне. При инфекционных поражениях, врожденных патологиях, травмах и по другим причинам острота слуха снижается постепенно или резко. В некоторых случаях человек полностью утрачивает способность слышать.

Это лишает его полноценной жизни. Даже небольшие патологические изменения могут стать причиной существенных проблем. Чтобы начать лечение различных заболеваний, нужно сначала провести диагностику. Сегодня обследования выполняются с использованием различных современных методик и процедур.

Одной из них является аудиометрия.

Что представляет собой метод?

Аудиометрия – исследование, направленное на оценку показателей слуха. Она позволяет определить «порог слышимости» у пациента и диагностировать болезни уха, а также выявить начало развития глухоты.

Тестирование проводится при жалобах на плохую слышимость, нарушениях разборчивости речи и иных патологиях. Процедура выполняется врачом-сурдологом с применением специального оборудования.

В некоторых случаях диагностика осуществляется с использованием живой речи.

Аудиометрия слуха у детей и взрослых является безопасной и безболезненной диагностикой. Процедура не требует сложной подготовки. При этом она дает возможность выявления нарушений в любых отделах слухового аппарата. Если регулярно проходить диагностику, можно своевременно выявить и предотвратить риски потери слуха.

Результаты исследования отображаются на аудиограмме – графике, по которому определяется слуховая чувствительность  левого и правого уха. Благодаря такому графику можно наглядно представить степень нарушения слуха и определить место поражения (слуховой нерв, среднее ухо и др.).

Разновидности обследования

Выделяют несколько типов аудиометрии.

Самым простым исследованием является то, которое проводится посредством живой речи врача. Специальное оборудование не требуется. Специалист отдаляется от пациента и произносит отдельные слова и фразы с разной громкостью.

По отклику пациента врач определяет качество его слуха. Такое исследование нельзя считать на 100 % достоверным, так как контролировать все параметры голоса (точный уровень громкости и др.) самостоятельно специалист не может.

С применением различных технических средств проводятся следующие виды аудиометрии слуха:

  • Объективная. Такая аудиометрия ориентирована на фиксации безусловных рефлексов, которые являются ответом на звуковые раздражители
  • Речевая. Исследование позволяет определить восприятие живой или предварительно записанной на цифровой носитель речи
  • Пороговая и тональная. В ходе исследования определяется восприятие пациентом различных звуков
  • Надпороговая. Данное исследование применяется при полной потери слуха. Оно позволяет получить информацию о пороге восприятия звука
  • Детская. Аудиометрия слуха у детей актуальна как для младенцев, так и малышей до 1-3 лет
  • Компьютерная. Такое исследование проводится с применением специальных программ и систем

Показания к проведению обследования

Основными показаниями к проведению аудиометрии являются:

  • Заболевания внутреннего и среднего уха, которые провоцируют ухудшения слухового восприятия
  • Травмы ушей и головы, вызвавшие снижение остроты слуха
  • Инфекционные заболевания ушей
  • Болезни головного мозга, связанные с поражением его слуховой коры
  • Подозрения на развитие профессиональной тугоухости
  • Тугоухость неизвестного происхождения

Также такое исследование, как аудиометрия, проводится перед подбором слухового аппарата и его установкой. Назначают обследование и после приема ряда антибиотиков, а также салицилатов в больших дозах. Порекомендовать прохождение аудиометрии специалист может и с целью оценки эффективности проведенного лечения, для изменения схем и методик терапии.

Как происходит подготовка к процедуре?

Консультация

Сначала проводится опрос пациента и беседа с врачом. Специалист определяет, когда пациент заметил первые признаки нарушений слуха, затрагивают ли они оба уха или только одно.

Врач уточняет, нет ли у пациента других симптомов заболеваний: боли, дискомфорта, звона, шума и др. Сурдолог определяет и все перенесенные пациентом заболевания, которые могли повлиять на состояние слуха.

Врач уточняет, не было ли травм ушей и головы, если были – то какого характера. Уточняются и наследственные факторы.

Осмотр

Специалист проводит визуальное обследование внешнего уха. Такая диагностика позволяет выявить все видимые нарушения. С применением отоскопа проводится исследование барабанной перепонки и слухового прохода.

Специальной подготовки перед процедурой не проводится.

Важно! Перед аудиометрией лучше отказаться от прослушивания громкой музыки в наушниках и посещения дискотек, концертных площадок, баров и других мест с повышенным уровнем шума.

Порядок проведения речевой аудиометрии

Процедура проводится в специальном помещении, защищенном от посторонних звуков. Звук подается в динамик или через наушники. Пациент повторяет услышанные слова, произносит их в специальный микрофон.

Характеристики звука изменяются с помощью специального прибора – аттенюатора. Врач определяет минимальную громкость, которую способен распознавать пациент. Результаты речевой аудиометрии фиксируются на специальном бланке кривой разборчивости.

По горизонтали отмечается сила звука (в дБ), а по вертикали – процент правильных ответов.

Процедура длится 25-30 минут.

Во время речевой аудиометрии фиксируют 3 основные величины:

  • Порог слышимости. Он определяет интенсивность звука, при которой пациент способен воспринимать 50 % услышанных слов
  • Максимальная разборчивость. Эта величина определяет восприятие не менее 90 %
  • Уровень дискриминации. Величина отмечается при ряде форм нарушений слуха, при которых даже при максимальном уровне громкости разборчивость не достигает 100 %

Тональная и пороговая аудиометрия

Такие исследования проводятся с использованием аудиометра. Такие устройства дополняются накладными наушниками или внутриушными телефонами. В комплектацию также включаются костный вибратор, микрофон и кнопка для пациента.

Результаты исследования фиксируются специальным записывающим прибором. Аудиометр дает возможность воспроизведения сигналов различной интенсивности: от 125 до 8000 Гц.

Методика направлена на определение уровня дискомфортного состояния.

Исследование выполняется в звукоизолированном помещении. С помощью наушников или внутриушных телефонов пациенту передается сигнал конкретной тональности. Если человек слышит его – нажимает специальную кнопку.

При отсутствии реакции со стороны пациента врач повышает тональность. Так определяется минимальное значение. Максимум восприятия определяется аналогично. Пациент отпускает кнопку, когда уровень сигнала превышает предел слышимости.

Результаты исследования фиксируются на аудиограмме.

Надпороговая аудиометрия

Если у пациента уже выявлена глухота, определить причину патологии и место повреждения слуховых органов очень непросто. В таких случаях проводится надпороговая аудиометрия.

Пациент надевает наушники, в которые подается звуковой сигнал частотностью на 20 дБ выше слухового порога. Постепенно интенсивность звука увеличивается. При этом пациент описывает все ощущения, а врач определяет их правильность (соответствие реальности).

Особенности проведения детской аудиометрии

Определить нарушения остроты слуха у детей достаточно сложно. Малыши часто просто не способны определить наличие у себя какой-либо проблемы и сообщить о ней родителям. Кроме того, работать с детьми сложнее, чем со взрослыми. Часто просто невозможно удержать внимание малыша. Кроме того, дети быстро устают, не способны сконцентрироваться. Все это сказывается на результатах аудиометрии.

Аудиологический осмотр младенцев, например, проводится по четкой схеме. Первый прием сурдолога может осуществляться уже на 3-4 день жизни. Сначала врач проводит наружный осмотр. При необходимости применяется методика тампанометрии.

Она позволяет обследовать среднее ухо и барабанную перепонку с использованием специального зонда, воспроизводящего серию частот с конкретными показателями. По результатам такой диагностики выявляют некоторые патологии развития и наличие воспалительных и инфекционных заболеваний. Следующим этапом обследования является регистрация и анализ отоакустической эмиссии.

Такая диагностика строится на способности слухового аппарата человека генерировать ответные импульсы на звуковые воздействия.

Диагностика детей в возрасте 3-5 лет обычно проводится в игровой форме.

Основой методики аудиометрии в этом случае становится возможность быстрой выработки условного рефлекса (двигательного) в ответ на звуковой раздражитель.

В момент появления звука (который подается с разной частотой в наушники) ребенок просто совершает определенное движение. Звуковая слышимость определяется по отдельности для каждого уха.

Обследование детей старшего возраста осуществляется по стандартным схемам аудиометрии так же, как у взрослых.

Преимущества проведения процедуры в МЕДСИ

  • Опытные врачи. Наши сурдологи владеют всеми методиками аудиометрии. Они могут провести обследование как взрослых, так и детей
  • Быстрая интерпретация результатов. Выводы о состоянии своего слуха пациент может получить сразу же после аудиометрии
  • Комфортные условия. Аудиометрия в Москве в наших клиниках проводится в современных кабинетах. Врачи внимательно относятся к пациентам, прислушиваются ко всем жалобам и просьбам
  • Современная аппаратура. Для аудиометрии врачи клиник используют инновационные установки, позволяющие выявить патологию
  • Возможности для терапии. При необходимости врачи могут быстро назначить адекватное лечение выявленных патологий

Если вы хотите пройти аудиометрию или проконсультироваться с врачом-сурдологом, позвоните по телефону +7 (495) 7-800-500.

Источник: https://medsi.ru/articles/audiometriya-vidy-pokazaniya-k-provedeniyu/

Выявление и диагностика нарушения слуха в Днепре

Главная »
Полный перечень »
Статьи » Выявление и диагностика нарушения слуха в Днепре

Внезапное ухудшение слуха невозможно, только если это не последствия травмы. Нарушения слуха протекает в нескольких стадиях.

Своевременный визит к врачу, поможет оценить степень нарушения слуха и прибегнуть к правильным действиям, чтобы избежать тяжёлых стадий. При обнаружении нарушений, Вы можете купить на https://medsklad.com.ua/medtehnika-dlya-doma-i-ofisa/apparaty-slukhovye/ слуховой аппарат и скорректировать отклонение.

Причины

  1. Инфекционные заболевания. Возможно, что в момент беременности, мама подвергалась воздействию различным заболеваниям острой породы. Во время вынашивания ребёнка, повышенное артериальное давление тоже может стать причиной нарушения слуха.
  2. Злоупотребления матери алкоголем, наркотическими веществами и медикаментами.

  3. Травмы и отклонения при рождении ребёнка: вес до полутора килограмм, срок начала родов до тридцати двух недель, нехватка кислорода при рождении или продолжительное отсутствие воздуха у родившегося младенца, повреждение плода.
  4. Наследственность.
  5. Ряд болезней, преследующийся нарушением или полной потерей слуха.

  6. Осложнения в результате хронических процессов уха.
  7. Длительное воздействие слуха.
  8. Звуковые травмы.
  9. Аварии и несчастные случаи.
  10. Действие химиотерапии.
  11. Возраст. Процесс может начать развиваться у людей, достигших тридцати лет.

    При таком воздействии страдает улитка и центральная слуховая система.

Диагностика нарушения слуха

Многие пациенты с нарушением слуха сталкивались с такой процедурой как аудиометрия.

Это процесс, в ходе которого определяется восприимчивость человека к звуковым волнам на разных частотах, и выявить нарушения. При необходимости Вы можете сделать аудиограмму на https://medsklad.com.ua/articles/audiogramma-sluha-pokazaniya-vidy-gde-proyti-audiometriya-v-dnepre, для подтверждения или отрицания диагноза.

Исследования проводится врачом-сурдологом. Результатом процедуры является аудиограмма – график, с помощью которого определяется слуховая активность.

Виды

  • Речевая аудиометрия.
  • Тональная аудиометрия.
  • Компьютерная аудиометрия.

Показания к проведению

  • Заболевания среднего (внутреннего) уха.
  • Заболевания нервной системы.
  • Повреждение головы либо уха.
  • Тугоухость неясного генеза.
  • Необходимость приобретения и подбора слухового аппарата

Заключение

При первых признаках нарушения в слуховой системе, Вам необходимо обратится к квалифицированному специалисту. Первый шаг лечения нарушений слуха проводится при помощи точной диагностики. После проведения всех необходимых процедур, Вам посоветуют средства для корректировки слуха.

Источник: http://redkie-bolezni.com/vyyavlenie-i-diagnostika-narusheniya-sluha/

Диагностика нарушений слуха у детей

  • Диагностика нарушений слуха у детей
  • · в роддомах — выявление детей, относящихся к группе риска по тугоухости и глухоте; при этом отмечается наличие у новорожденного фактора (факторов) риска по тугоухости и глухоте (3);
  • · в детских поликлиниках по месту жительства – обследование слуха детей с факторами риска в 1, 2, 4 и 6 месяцев по специально предложенной скрипинг-методике с использованием звукореактотеста (ЗРТ) — специального портативного аудиометра[1]; в случаях, если реакция младенца на сигналы звукореактотеста не соответствуют возрастной норме, то это свидетельствует о подозрении на снижение слуха, и ребенок направляется в специализированное медицинское учреждение – сурдологопедический кабинет /центр, отделение/ (4, 5);

· в сурдологических кабинетах (отделениях, центрах) — проведение аудиологического обследования с целью установления диагноза (или снятия подозрения на снижение слуха) и организации дальнейшей коррекционной помощи. Сурдологические кабинеты -специализированные кабинеты для детей и взрослых с нарушениями слуха по месту жительства при крупных больницах и поликлиниках. Они осуществляют комплексное медико-психолого-педагогическое обследование, лечение, слухопротезирование, диагностические занятия для детей, обучающихся в массовой школе, и педагогические занятия с детьми младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста, не посещающими специальные учреждения —из расчёта 1 час в неделю на ребёнка; динамические наблюдения за детьми, обучающимися в специальных школах. В стране работает около 200 сурдокабинетов, которые расположены во всех республиканских, краевых, областных центрах, во многих крупных городах.

При аудиологическом обследовании детей с периода новорожденности используются следующие методы (3):

— исследование слуха путем регистрации задержанной вызванной отоакустической эмиссии (ЗВОАЭ), которая представляет собой акустический сигнал, излучаемый, в основном на 8-12 мс после включения акустической стимуляции и продолжающийся 10-30 мс. Данный метод позволяет судить о функциональном состоянии наружных волосковых клеток и гидромеханике улитки, фиксируется даже незначительное – на уровне 10-15 дБ – снижение слуха;

— акустическая импедансометрия — метод исследования, основанный на измерении акустического сопротивления (или акустической податливости) звукопроводящих структур периферической части слухового анализатора. В клинической практике чаще всего используются две методики импедансометрии – тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.

— тимпанометрия — позволяет оценить состояние среднего уха: подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек, дает возможность определить форму тугоухости: кондуктивная, смешанная, сенсоневральная;

— с помощью акустической рефлексометрии регистрируется сокращение внутриушных мышц в ответ на звуковую стимуляцию.

Метод используется для дифференциальной диагностики заболеваний среднего и внутреннего уха, а также для определения порогов дискомфорта (неприятные ощущения на громкие звуки), используемых при подборе и настройке слуховых аппаратов. Эти данные крайне важны при слухопротезировании.

— регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) — детекция ответов слуховой нервной системы на акустический стимул (чаще акустический щелчок), предъявляемый через наушники. Метод позволяет объективно определить пороги снижения слуха (слуховой чувствительности).

Эти методы исследования слуха называются объективными и не зависят от возраста и состояния ребенка, в том числе и уровня его общего и речевого развития.

Однако они требуют использования специальной дорогостоящей аппаратуры, которой, к сожалению, не всегда оборудованы все сурдологопедические кабинеты.

Поэтому при затруднениях в обследовании ребенка по месту жительства его направляют в крупные сурдологопедические центры, например, Москвы, С.-Петербурга, Екатеринбурга и др.

С 2-3-х лет, по мере выработки у ребенка условной двигательной реакции на звук (при подаче звука он выполняет какое-либо игровое действие, например, надевает кольцо на стержень пирамиды), становится возможным аудиометрическое обследование детей повсеместно используемым методом игровой пороговой тональной аудиометрии по условно-рефлекторной методике. Этот метод относится уже к субъективным методам, т.к. основан на деятельности самого ребенка.

В результате аудиологического обследования ребенка в сурдологопедическом кабинете (центре) устанавливается диагноз, определяются возможности лечения, решается вопрос о слухопротезировании. С этого же времени в условиях сурдологопедического кабинета должна быть начата и педагогическая коррекция нарушенной слуховой функции силами работающих в них учителей дефектологов и психолога (6).

Источник: https://infourok.ru/diagnostika-narusheniy-sluha-u-detey-3700483.html

Сенсоневральная тугоухость у взрослых. Клинические рекомендации

  • сенсоневральная (нейросенсорная) потеря слуха двусторонняя
  • односторонняя потеря слуха
  • острая сенсоневральная тугоухость
  • нарушение слуха, пресбиакузис
  • слухопротезирование
  • кохлеарная имплантация
  • аудиологический скрининг
  • ВМП — высокотехнологичная медицинская помощь
  • дБ нПС – децибелы над порогом слышимости
  • ИПР – индивидуальная программа реабилитации
  • МСЭ – медико-социальная экспертиза
  • КИ кохлеарная имплантация
  • КСВП – коротколатентные слуховые вызванные потенциалы
  • ОАЭ — отоакустическая эмиссия
  • ОСНТ — острая сенсоневральная тугоухость
  • СА — слуховые аппараты
  • СНТ – сенсоневральная тугоухость
  • СтОСМП — стационарная специализированная медицинская помощь
  • ФУНГ – феномен ускоренного нарастания громкости
  • ХСНТ – хроническая сенсоневральная тугоухость

Термины и определения

Сенсоневральная тугоухость (нейросенсорная потеря слуха, перцептивная тугоухость, кохлеарная невропатия) – форма снижения (вплоть до утраты) слуха, при которой поражаются какие-либо из участков звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, начиная от непосредственного сенсорного аппарата улитки и заканчивая поражением невральных структур.

1. Краткая информация

1.1 Определение

Сенсоневральная тугоухость (нейросенсорная потеря слуха, перцептивная тугоухость, кохлеарная невропатия) – форма снижения (вплоть до утраты) слуха, при которой поражаются какие-либо из участков звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, начиная от непосредственного сенсорного аппарата улитки и заканчивая поражением невральных структур [1, 2, 3]

1.2 Этиология и патогенез

Патоморфологическим субстратом сенсоневральной тугоухости (СНТ) является количественный дефицит работающих невральных элементов на различных уровнях слухового анализатора, начиная от периферического участка – спирального органа и заканчивая центральным отделом, представленным слуховой корой височной доли головного мозга.

Повреждение рецепторов — чувствительных структур улитки является основным морфофункциональным условием развития СНТ вплоть до полной глухоты. Первоначальным патоморфологическим субстратом в улитке является дистрофический процесс в волосковых клетках, который может быть обратимым при своевременном начале оказания медицинской помощи.

К числу значимых этиологических факторов развития внезапной и острой СНТ относятся:

  • Инфекционные заболевания (вирусные — грипп, эпидемический паротит, корь, клещевой энцефалит; бактериальные – эпидемический цереброспинальный менингит, скарлатина, дифтерия, тифы, сифилис).
  • Токсические воздействия (острые интоксикации, в том числе бытовые и промышленные; лекарственные ятрогенные повреждения ототоксическими препаратами – аминогликозидные антибиотики, петлевые диуретики, химиотерапевтические, нестероидные противовоспалительные средства и др.)
  • Заболевания органов кровообращения (сердечно-сосудистые — гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца; нарушения мозгового кровообращения преимущественно в вертебро-базиллярном бассейне, нарушения реологических свойств крови и др.)
  • Дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника (унко-вертебральный артроз С1-С4, спондилез, спондилолистез с клинической картиной «синдрома позвоночной артерии»).
  • Генетическая моногенная патология и генетическая предрасположенность к отрицательному воздействию факторов окружающей среды.

1.3 Эпидемиология

Около 6% населения земного шара (278 млн человек) страдают глухотой или имеют проблемы со слухом.

По статистическим данным Всемирной организации здравоохранения по индустриально развитым странам, количество лиц в мире, страдающих нарушениями слуха свыше 40 дБ на лучше слышащее ухо, различной этиологии, составляет порядка 360 млн. Число больных с нарушением слуха в Российской Федерации превышает 13 млн. человек, более 1 млн. — дети.

Из 1000 новорожденных 1 ребенок рождается с тотальной глухотой. Кроме того, в течение первых 2-3 лет жизни теряют слух еще 2-3 ребенка [2, 3].  У 14% лиц в возрасте от 45 до 64 лет и у 30% — старше 65 лет имеются нарушения слуха.

По данным Американской академии аудиологии, во всем мире ежегодно рождаются более 665 тысяч детей с нарушениями слуха, превышающими 40 дБ. Это количество увеличивается с возрастом, удваиваясь к 9 годам. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году более количество лиц с нарушениями слуха увеличится на 30% [5].

1.4 Кодирование по МКБ-10

  1.  H90.3 — Нейросенсорная потеря слуха двусторонняя
  2. H90.4 — Нейросенсорная потеря слуха односторонняя с нормальным слухом на противоположном ухе
  3. H90.5 — Нейросенсорная потеря слуха неуточненная
  4. H91.1 — Пресбиакузис
  5. H91.2-  Внезапная идиопатическая потеря слуха
  6. H91.8 — Другие уточненные потери слуха

1.5 Классификации

В 1997 году Всемирной Организацией Здравоохранения была утверждена единая классификация степеней тугоухости, представленная в таблице 1.

Таблица 1 — Международная классификация степеней тугоухости

Степень тугоухости Среднее значение порогов слышимости по воздуху на частотах 500, 1000, 2000 и 4000 Гц (дБ)
I 26-40
II 41-55
III 56-70
IV 71-90
Глухота ?91

Клинически выделяют врожденную и приобретенную СНТ и глухоту. Приобретенная СНТ подразделяется на:

  • внезапную (снижение слуха развивается в срок до 12 часов);
  • острую (снижение слуха развивается в течение 1-3 суток и сохраняется до 1 месяца);
  • подострую (снижение слуха сохраняется в срок 1-3 мес.)
  • хроническую (снижение слуха сохраняется более 3 месяцев и может быть стабильным, прогрессирующим и флюктуирующим).

В зависимости от течения СНТ подразделяют на:

  • обратимая,
  • стабильная,
  • прогрессирующая

В зависимости от стороны поражения СНТ делится на:

  • одностороннюю;
  • двустороннюю (симметричную и асимметричную).

В зависимости от этиологии выделяют генетическую (наследственную), мультифакториальную (с наследственным предрасположением) и приобретенную.

2. Диагностика

2.1 Жалобы, анамнез

В жалобах уточняется время возникновения слухового дефицита, скорость нарастания, симметричность слуха справа и слева, степень проявления коммуникативных проблем. Активно задаются вопросы по шуму в ушах, вестибулярным нарушениям, неврологической симптоматике и другим симптомам, важным для установления клинического диагноза.

Характерными признаками острой сенсоневральной тугоухости является:

  • внезапное одно или двустороннее понижение слуха (ухудшение разборчивости речи и восприятия звуков высокой частоты) вплоть до глухоты;
  • в некоторых случаях (острая травма, нарушение кровотока в лабиринтной артерии, токсическое воздействие на структуры лабиринта) снижение слуха может сопровождаться субъективным шумом различной высоты в ухе, иногда острой вестибулярной и вегетативной дисфункцией в виде атаксии, головокружения, тошноты, потливости, тахикардии, изменения уровня артериального давления, появления спонтанного нистагма.

Среди жалоб больных па первом месте стоит нарушение слуха, в сочетании с шумом в ухе, чаще всего постоянного, преимущественно смешанной тональности.

  • Рекомендовано обращать внимание на следующие факторы риска – наличие родственников со снижением слуха (особенно при совпадении степени, формы тугоухости и условий возникновения), работу в условиях повышенного производственного шума, прием ототоксических препаратов, инфекционные заболевания (менингит, эпидемический паротит, корь, грипп и другие инфекции), наличие соматических заболеваний. [2, 3, 4, 5,  7, 8].
  • Уровень убедительности рекомендаций — C (уровень достоверности доказательств IV).

Источник: https://medi.ru/klinicheskie-rekomendatsii/sensonevralnaya-tugoukhost-u-vzroslykh_14260/

Ссылка на основную публикацию