Синдром геллера (детская деменция): причины, как проявляется

Синдром Геллера (детская деменция): причины, как проявляется

  • Слабоумие у детей и подростков – это глубокое необратимое расстройство психики, связанное с распадом интеллекта, нарушением познавательных процессов и обеднением эмоциональной сферы в целом.
  • Для выявления умственной отсталости используются психологическое тестирование, лабораторные и инструментальные исследования.
  • Это состояние не поддается лечению, поэтому для детей, страдающих снижением интеллекта, используют симптоматическое лечение.

Распространенность заболевания и его причины

Слабоумие встречается не только у престарелых людей, но и у детей. В соответствии с медицинской статистикой уровень детского слабоумия в России составляет 1,64%.

Для сравнения: в Канаде этот показатель равен 1,12%, в Финляндии 1,19%, в США 1,2%, в Австралии 1,43%, в Китае 1,71%.

Синдром Геллера (детская деменция): причины, как проявляется

Детское слабоумие может быть врожденным или приобретенным. Его основными причинами являются:

  • инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности;
  • преждевременные роды;
  • асфиксия и травмы, полученные во время родов;
  • социально-педагогическая запущенность в раннем возрасте;
  • генетические заболевания;
  • черепно-мозговые травмы, ушибы и сотрясения мозга;
  • энцефалит, менингит, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ);
  • нарушение сосудистого кровотока и недостаточное питание тканей головного мозга.

Установить первопричину слабоумия у детей и подростков удается далеко не во всех случаях.

Для решения этой сложной задачи требуется помощь квалифицированных специалистов и комплексная диагностика всего организма.

Виды и формы

  1. В МКБ-10 выделяют четыре степени умственной отсталости у детей и подростков: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

  2. В соответствии с этой классификацией в классической психиатрии выделяют четыре степени слабоумия: дебильность, не резко выраженную имбецильность, выраженную имбецильность и идиотию.

  3. Виды слабоумия у детей и подростков:
Уровень IQ Степень умственной отсталости по МКБ-10 Классификация в классической психиатрии Умственный возраст, лет
50-69 Легкая Дебильность 9-12
35-49 Умеренная Имбецильность не резко выраженная 6-9
20-34 Тяжелая Имбецильность выраженная 3-6
До 20 Глубокая Идиотия До 3
  1. Дебилы. Способны выполнять простые здания под руководством. Речь и двигательные функции у них слегка нарушены, поэтому при общении с ровесниками испытывают трудности.
  2. Имбецилы. К самостоятельной жизни не приспособлены. Обучаются в дефектологических учреждениях. Со временем учатся выполнять несложные задания.
  3. Идиоты. Не обучаемы. Иногда обладают зачатками речи. Принимать пищу, одеваться, выполнять гигиенические процедуры могут только с помощью и под контролем посторонних лиц.

Синдром Геллера (детская деменция): причины, как проявляется

  1. Резидуально-органическая форма обусловлена остаточными повреждениями головного мозга в результате черепно-мозговых травм, менингитов, медикаментозного отравления нервной системы. Эта форма слабоумия не прогрессирует, протекает стабильно, без дальнейшего усиления симптомов.
  2. Прогрессирующее слабоумие развивается вследствие сосудистых поражений головного мозга, генетических заболеваний и заболеваний спинного мозга. Для данной формы характерно постепенное усиление симптомов слабоумия.

Симптомы детской деменции

Симптомы и признаки слабоумия у детей и подростков различаются в зависимости от первопричины заболевания и интенсивности его развития.

Наиболее общими признаками детской деменции являются нарушение внимания, памяти, речи, девиантное поведение и быстрая утомляемость.

Дошкольники (до 7 лет)

Первым признаком слабоумия у детей младшего возраста и дошкольников является устойчивая утрата навыков, которые ранее были освоены и без труда применялись на практике.

Можно говорить об умственной отсталости, если ребенок:

  • позже сверстников начинает ходить и говорить;
  • забывает слова, неправильно строит предложения;
  • выглядит неопрятно, не заботится о своем внешнем виде;
  • испытывает равнодушие к внешнему миру;
  • утрачивает привязанность к близким.

Движения малыша становятся расторможенными, преобладает приподнятое настроение. При дальнейшем развитии заболевания движения ребенка становятся менее дифференцированными и более однообразными.

Младшие школьники (7-11 лет)

Если в дошкольном возрасте легкое слабоумие распознать довольно сложно, то в школьные годы заболевание заявляет о себе более уверенно:

    Синдром Геллера (детская деменция): причины, как проявляется

  • учащийся с трудом усваивает новый материал;
  • медленно пишет и читает, не может решить логические задачки;
  • не понимает смысл пословиц и поговорок;
  • не может воспроизвести содержание только что прочитанного текста;
  • забывает слова, с трудом строит предложения;
  • неадекватно реагирует на слова и поступки окружающих;
  • быстро устает, часто ощущает апатию и вялость.

Приобретенные ранее навыки и речь сохраняются надолго, но память работает избирательно. К примеру, дошкольник может по порядку назвать дни недели, последовательность времен года, но перепутать цвета.

Юноши и девушки (11-18 лет)

Каковы симптомы деменции в 15 лет? В этом возрасте слабоумие можно распознать по следующим признакам:

  • ребенок не усваивает социально-правовые нормы;
  • не следит за собой, выглядит неопрятно;
  • теряет интерес к хобби и ранее любимым видам деятельности;
  • начинает одержимо коллекционировать ненужные вещи;
  • все его игры становятся однообразными, с постоянно повторяющимися действиями;
  • плохо запоминает информацию, мыслит поверхностно, испытывает проблемы при выполнении домашних заданий.

Симптомы слабоумия косвенно зависят от темперамента ребенка, состояния его здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, социально-бытовой стороны его жизни и некоторых других факторов.

О симптомах умственной отсталости в этом видео:

Диагностика

При появлении первых признаков слабоумия ребенка следует показать квалифицированному неврологу, который оценит нервно-психическое состояние юного пациента и составит анамнез его заболевания.

По направлению невролога ребенку придется пройти тестирование в кабинете психолога, а также лабораторное и инструментальное обследование.

Психологическое тестирование

Синдром Геллера (детская деменция): причины, как проявляетсяДля выявления умственной отсталости используют следующие виды психологических тестов:

  1. Тест Айзенка – показывает умственный возраст и коэффициент интеллекта (IQ) пациента.
  2. Шкала интеллекта Станфорд-Бине – оценивает умственное развитие детей в возрасте от 6 до 16 лет.
  3. Тест Векслера – оценивает интеллект детей в возрасте от 2,5 до 7,5 лет.
  4. Тест на зрительную ретенцию Бентона – выявляет органическое поражение головного мозга и степень его тяжести.

Лабораторное исследование

При подозрении на слабоумие ребенку назначают лабораторное исследование крови на глюкозу, тиреоидные гормоны, витамин В12, сифилис, АЛТ и АСТ.

Выявить наличие инфекционных процессов в организме позволяет общий анализ крови, а оценить функциональное состояние почек и уровень электролитов в крови – биохимический скрининг.

Врач может назначить генетическое тестирование для выявления синдромов Дауна, ДиДжорджи, Лежена (кошачьего крика), хрупкой Х-хромосомы.

Инструментальное обследование

    Синдром Геллера (детская деменция): причины, как проявляется

  1. Магнитно-резонанская томография (МРТ) позволяет получить ценные сведения о пороках развития центральной нервной системы, структурных изменениях в мозге и различных нарушениях органического характера.
  2. Компьютерная томография (КТ) предполагает исследование физической структуры головного мозга с помощью рентгеновских лучей. Позволяет выявить наличие в мозге рубцов, травмированных областей, которые могут быть причиной умственной неполноценности ребенка.
  3. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет оценить функциональное состояние структур головного мозга во время бодрствования, сна, активной умственной или физической работы.
  • Колебания альфа-, тета- и дельта-волн свидетельствуют о синдроме приобретенного слабоумия и задержке психомоторного развития у ребенка.
  • Симптоматическая терапия позволяет предотвратить дальнейшее ослабление интеллекта и сохранить его существующий уровень.
  • Для симптоматического лечения слабоумия применяют нейролептики, противосудорожные препараты, тонизирующие препараты, витамины и биогенные стимуляторы.

Нейролептики

Если маленький пациент страдает от напряженности, агрессии, выраженного чувства страха, психической расторможенности, перепадов настроения, апатии, вялости или плохого сна, ему назначают нейролептики Азалептин, Клозапин, Ноотропил, Нооцетам, Оланзапин, Пирацетам, Резерпин, Церебролизин и др.

Противосудорожные препараты

При конвульсиях ребенку выписывают противосудорожные препараты, которые уменьшают гиперкинезы, способствуют частичной компенсации личностных расстройств и снижают эмоциональную напряженность.

Параллельно детям назначают мочегонные препараты, комплексы витаминов и микроэлементов, а также лекарства, снижающие внутричерепное давление.

Биогенные стимуляторы

В программу лечения слабоумия у детей включают биогенные стимуляторы Актовегин, Кортексин, Мексидол, Альбумин, Апилак и др.

Перечисленные препараты стимулируют клеточный метаболизм за счет накопления кислорода и глюкозы в мозговой ткани.

Витамины группы В

Витамины группы В купируют процессы возбуждения нервной системы, способствуют улучшению памяти и повышают концентрацию внимания.

Прием витаминов группы В следует дополнить йодсодержащими средствами, аминокислотами и гормональными препаратами.

Психологическая помощь

Психологическая помощь нужна как слабоумным детям, так и родственникам, которые за ними ухаживают и постоянно находятся рядом.

Виды психологической помощи при слабоумии:

Помощь слабоумным детям и подросткам Помощь родственникам слабоумных детей и подростков
  • постоянное подбадривание, внушение надежды, похвала, сопереживание;
  • обучение, побуждение, разъяснения и советы;
  • решение повседневных проблем
  • чередование режимов ухода за больными и отдыха;
  • регулярная смена обстановки;
  • абстрагирование от проблем больного ребенка и переключение внимания на позитивные вещи
  1. Важно относиться к слабоумному ребенку как к человеку, а не как к проблеме, подкреплять его способность справляться с превратностями судьбы и житейскими трудностями, подчеркивать положительные качества и достижения, поддерживать чувство уверенности в себе, своевременно предотвращать рецидив заболевания.
  2. О воспитании детей с умственной отсталостью в этом ролике:

Прогнозы, продолжительность и качество жизни

Продолжительность жизни при слабоумии зависит от степени поражения головного мозга и условий, в которых проживает пациент. Детей нужно окружить любовью и заботой, защитить от стрессовых ситуаций, привить трудовые навыки.

  • Благодаря современным инклюзивным образовательным программам, такие дети могут неплохо освоить школьную программу, а затем жить полноценной жизнью.
  • Синдром Геллера (детская деменция): причины, как проявляетсяНа второй и третьей стадиях прогноз неблагоприятный.
  • При явно выраженных симптомах идиотии или имбецильности пациенту дают инвалидность, а в некоторых случаях помещают его в специальное медицинское учреждение.
  • Средняя продолжительность жизни идиотов в России составляет 19 лет, имбецилов – 26,6 лет (для сравнения в Австралии – 68 лет и 59 лет, соответственно).
  • Слабоумие у детей и подростков – это неизлечимое расстройство психики, связанное с нарушением интеллекта и обеднением эмоциональной сферы.
  • Такое расстройство может быть врожденным или приобретенным, а по степени тяжести легким, умеренным, тяжелым или глубоким.
Читайте также:  Вред пара электронных сигарет на организм человека

Источник: https://nerv.guru/zabolevaniya/demenciya/u-detej-i-podrostkov.html

Синдром Геллера

Синдром Геллера (детская деменция): причины, как проявляется

Синдром Геллера – первазивное расстройство психического развития, характеризующееся внезапной утратой сформированных функций и навыков. Дебютирует в период с 2 до 10 лет. Ребенок утрачивает речь, способность решать интеллектуальные задачи, выполнять бытовые ритуалы. Не пытается использовать невербальные средства коммуникации, не интересуется играми. Становится раздражительным, тревожным, непослушным, гиперактивным. Диагностика проводится методом беседы, наблюдения, психологического исследования когнитивной сферы. Специфическое лечение не разработано, назначаются коррекционные занятия, симптоматическая медикаментозная терапия.

Синдром впервые был описан австрийским педагогом Т. Геллером, в честь которого получил название. Синонимы – детское дезинтегративное расстройство, детская деменция, дезинтегративный психоз, симбиотический психоз, синдром Крамера-Польнова. Заболевание встречается редко, по различным данным, частота составляет 0,001-0,0017%.

До недавнего времени считалось, что распространенность не зависит от пола, но развитие методов диагностики позволило различать случаи болезни Геллера с синдромом Ретта у девочек, в результате было установлено, что эпидемиологические показатели среди мальчиков выше в 4 раза.

В МКБ-10 заболевание отнесено к рубрике «другие дезинтегративные расстройства детского возраста».

Синдром Геллера (детская деменция): причины, как проявляется

Синдром Геллера

Этиологические факторы остаются неизвестными. Данные последних исследований указывают на связь патологического процесса с нейробиологическими механизмами центральной нервной системы.

По результатам электроэнцефалографического обследования почти у 50% больных детей обнаруживается изменение электрической активности в головном мозге. Продолжается изучаться связь синдрома с судорогами, лейкодистрофией, болезнью Шильдера.

Выдвигается предположение об инфекционном происхождении болезни, существовании фильтрующегося вируса – возбудителя малых размеров, недоступного исследованию под микроскопом.

Патогенетическая основа синдрома Геллера неизвестна, однако выделены закономерности развития патологических процессов. Заболеванию предшествует не менее двух и не более десяти лет нормального развития: ребенок частично или полностью овладевает речью, понимает обращения взрослых, использует социальные навыки. Внезапно возникают первые симптомы – гиперактивность, эмоциональные нарушения.

В течение 6-12 месяцев распадается большинство приобретенных навыков, интеллектуальное развитие снижается до степени глубокой умственной отсталости (идиотии), теряется контроль опорожнения мочевого пузыря, кишечника. Затем регресс останавливается, состояние стабилизируется.

Дальнейшее развитие, восстановление утраченных навыков происходит медленно при массивной психолого-педагогической помощи.

В продромальном периоде наблюдаются эмоциональные отклонения: ребенок проявляет своенравность, раздражительность, гневливость, тревожность. К аффективной вспыльчивости добавляется гиперактивность. Становятся недоступными сложные виды деятельности, требующие концентрации и распределения внимания, усидчивости, выполнения действий по образцу.

Практически утрачиваются ранее существовавшие способности: сбор сложных моделей конструктора, рисование, разукрашивание, участие в сюжетно-ролевых играх («больница», «магазин»). Ребенок неусидчив, злится, отказывается от занятия при ошибках, затруднениях.

На данном этапе признаки интеллектуального снижения отсутствуют, определить начало синдрома Геллера невозможно.

После нескольких месяцев эмоциональной неустойчивости, гиперактивности развиваются более специфические симптомы. Речь прогрессивно обедняется: сокращается словарный запас, развернутые фразы заменяются простыми, структурированные предложения – командами и односложными ответами («дай», «иди», «да», «нет»).

В конечном итоге речь распадается, утрачивается разговорный язык, понимание обращений. Одновременно снижается интерес к сотрудничеству и общению. Ребенок замкнут, аутичен, не участвует в играх с другими людьми, не проявляет желания выполнять совместную деятельность.

Исчезает стремление познавать окружающий мир, обедняются эмоции, упрощаются игровые навыки, развивается своеобразное «равнодушие».

Сложные двигательные навыки распадаются, заменяются стереотипными действиями. Больной неспособен выполнять ежедневные ритуалы – умываться, чистить зубы, надевать одежду, убирать игрушки, принимать пищу, ходить в туалет.

Усиливаются проявления гиперактивности. Нарушается контроль мочеиспускания, опорожнения кишечника. Зачастую к признакам синдрома добавляются симптомы неврологической патологии.

Спустя год после начала заболевания ребенок полностью утрачивает речевые, социальные, бытовые навыки.

После интенсивного прогрессирования болезни наступает стабильный период. Осложнения соматического и психического характера отсутствуют, но становится фактически невозможной социальная адаптация. При синдроме Геллера дети нуждаются в специальном обучении.

Они не могут получать образование в средних и профессиональных учебных заведениях, не овладевают профессией, не создают семьи. Развитие медленное, поэтому им необходим постоянный посторонний уход, который в благоприятных случаях заменяется контролем.

Заболевание ребенка изменяет социальное функционирование родителей, большинству приходиться отказываться от профессиональной деятельности, увлечений.

Диагностика синдрома Геллера зачастую начинается с консультации педиатра и невролога. Родители обращаются к специалистам на этапе постепенной утраты сформированных ранее навыков.

Из-за редкости заболевания в первую очередь проводится осмотр ребенка и инструментальные обследования, позволяющие выявить более вероятные неврологические патологии – эпилепсию, опухоль и травму головного мозга.

После исключения этих диагнозов ребенок направляется к врачу-психиатру. Специфическая диагностика включает:

  • Беседу. Опрашивая родителей, врач выясняет характерные особенности течения болезни: период правильного развития, прогрессивный распад существующих функций, регресс более чем двух сфер. Отмечается нарушение языковых, социальных, бытовых, игровых, двигательных навыков.
  • Наблюдение. В ходе консультации специалист фиксирует особенности эмоциональных реакций и поведения ребенка. Для синдрома Геллера характерна гиперактивность в сочетании с аутистическими проявлениями – стереотипиями, отсутствием интереса к общению, нежеланием использовать мимику, пантомимику, жесты как инструменты коммуникации.
  • Психологическое тестирование. Психолог проводит исследование интеллектуальных способностей ребенка. Набор методик определяется глубиной дефекта, возрастом пациента, его способностью устанавливать и удерживать продуктивный контакт. Используется тест прогрессивных матриц Равена, невербальная часть теста Векслера, «коробка форм», пирамидка.

Синдром Геллера дифференцируют с ранним детским аутизмом, болезнью Ретта, детской шизофренией. Основные диагностические критерии: период обычного развития, предшествующий болезни, не меньше 2 лет; появление симптомов до десятилетнего возраста; быстрый прогрессирующий распад навыков (от 6 до 12 мес.). В клинической картине преобладает дефицитарность, обеднение психических функций.

Терапия детского дезинтегративного расстройства имеет общее направление с лечением раннего детского аутизма – основное внимание уделяется ранним и интенсивным мероприятиям, методы основаны на бихевиоральном походе, имеют высокую степень структурированности.

Эффективность медикаментозного лечения не доказана, лекарства используются на первоначальном этапе для купирования выраженных поведенческих нарушений. Программа развития составляется индивидуально, к процессу реабилитации подключаются врачи, психологи, специальные педагоги, родители.

В комплексный подход включены:

  • Развивающие и коррекционные мероприятия. Занятия по восстановлению речи, интеллектуальных функций проводятся индивидуально специалистами различных профилей – психологами, олигофренопедагогами, дефектологами, логопедами. Мероприятия, направленные на формирование социальных навыков, коррекцию эмоциональных нарушений осуществляются в небольших группах. Дети учатся сотрудничать, помогать, принимать помощь.
  • Семейное консультирование, психотерапия. Работа с родителями ориентирована на обучение уходу за детьми, информирование об особенностях заболевания, прогнозе. В рамках групповых занятий реализуется психотерапевтическая помощь. Встречи родителей, имеющих детей с болезнью Геллера и РДА, позволяют уменьшить изоляцию семей, получить эмоциональную поддержку, практический опыт организации быта, досуга, развивающих домашних занятий.
  • Социальная реабилитация. Усилия педагогов нацелены на формирование практических полезных навыков. Дети обучаются одеваться, умываться, использовать столовые приборы, держать карандаш и рисовать, лепить из глины, пластилина. Параллельно происходит коррекция поведенческих и эмоциональных отклонений – развивается усидчивость, концентрация внимания.

Прогноз для детей, имеющих синдром Геллера, неблагоприятный, потерянные навыки остаются утраченными либо восстанавливаются крайне медленно, не полностью.

При ранней интенсивной терапии около 20% пациентов приобретают способность изъясняться простыми фразами, осваивают самообслуживание, базовые бытовые и трудовые навыки, становятся социально активными в семье, реабилитационных и лечебных заведениях, которые посещают.

Меры профилактики данного заболевания не разработаны, так как не установлены его причины и патогенетическая база. Исследования продолжаются.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/Heller

Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (синдром Геллера, симбиотический психоз, детская деменция, болезнь Геллера — Цапперта) (f84.3)

Быстро
прогрессирующее слабоумие у детей
раннего возраста (после периода
нормального развития) с отчетливой
потерей на протяжении нескольких месяцев
ранее приобретенных навыков, с появлением
аномалий социального, коммуникативного
или поведенческого функционирования.

Этиология
и патогенез

Причины
расстройства не выяснены. Преобладает
представление о наличии органической
природы заболевания.

Клиника

После
периода нормального развития до 2—3 лет
в течение 6— 12 мес. формируется тотальное
слабоумие. Часто отмечается продромальный
период неясной болезни: ребенок становится
своенравным, раздражительным, тревожным
и гиперактивным. Речь обедняется, а
затем распадается. Утрачиваются ранее
приобретенные поведенческие, игровые
и социальные навыки.

Теряется контроль
за функцией кишечника и мочевого пузыря.
Интерес к окружающей обстановке потерян,
характерны стереотипные двигательные
действия. За ухудшением в течение
нескольких месяцев следует состояние
плато, затем может наступить незначительное
улучшение.

Расстройство часто сочетается
с прогрессирующим неврологическим
состоянием, которое обычно кодируется
отдельно.

Прогноз
заболевания неблагоприятный. Большинство
больных остаются с тяжелой умственной
отсталостью.

  • Дифференциальная
    диагностика
  • Расстройство
    напоминает дементные состояния взрослого
    возраста, но отличается в 3 аспектах: 1)
    нет доказательств распознанного
    органического заболевания или повреждения;
    2) потеря приобретенных навыков может
    сопровождаться некоторой степенью
    выздоровления и восстановления функций;
    3) нарушения общения имеют характер,
    сходный с аутизмом, а не с интеллектуальным
    снижением.
  • Дифференциальная
    диагностика

Проводится
с аутизмом, ранней детской шизофренией.
Для синдрома Геллера характерно общее
психическое опустошение.

Терапия

Преимущественно
симптоматическое. Включает три
направления: лечение нарушений поведения
и неврологических расстройств; мероприятия
социальной и образовательной служб;
помощь семье и семейную терапию.

Нет
данных об эффективности какой-либо
формы лекарственной терапии, за
исключением краткосрочного лечения
нарушений поведения. (Существуют
сообщения, что расстройство вызывается
«фильтрующимся вирусом», а специфичность
клиники связана возрастными особенностями
поражения.)

Синдром Аспергера (аутистическая психопатия, шизоидное расстройство детского возраста) (f84.5)

Это
редкое состояние впервые было описано
Asperger (1944). Характеризуется нарушениями
социального поведения (как при аутизме)
в сочетании со стереотипными, повторяющимися
действиями на фоне нормального
когнитивного развития и речи.

Этиология
и патогенез

Причины
аутистической психопатии неизвестны.
Некоторые случаи, вероятно, представляют
собой смягченный вариант детского
аутизма, но в основном это самостоятельное
заболевание. Симптомы обычно сохраняются
во взрослом возрасте. Большинство
страдающих этим заболеванием в состоянии
работать, но у них не складываются
взаимоотношения с другими людьми, редко
кто из них вступает в брак.

  1. Распространенность
  2. Состояние
    встречается чаще у мальчиков (соотношение
    8:1).
  3. Клиника
Читайте также:  Сельдереевый суп для похудения: рецепт, отзывы

До
3-летнего возраста наблюдается период
нормального развития. Потом появляются
нарушения во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками. Речь становится
монотонной. Ребенок начинает держаться
отстраненно, обособлено, много времени
посвящает узкому, стереотипному кругу
интересов. Поведение определяют
импульсивность, контрастные аффекты,
желания, представления.

У некоторых
детей обнаруживается способность к
необычному, нестандартному пониманию
себя и окружающих. Логическое мышление
хорошо развито, но знания крайне
неравномерны. Активное и пассивное
внимание неустойчиво. В отличие от
других случаев детского аутизма нет
существенной задержки в речевом и
когнитивном развитии.

Во внешнем виде
обращает на себя внимание отрешенное
«красивое» выражение лица, мимика
застывшая, взгляд обращен в пустоту,
фиксация на лицах мимолетная. Иногда
взгляд направлен «внутрь себя». Моторика
угловатая, движения неритмичные,
стереотипные. Коммуникативные функции
речи ослаблены, она своеобразна по
мелодике, ритму и темпу, голос то тихий,
то резкий.

Характерна привязанность к
дому, а не к родным.

  • Дифференциальная
    диагностика
  • В отличие
    от детского аутизма, диагноз синдрома
    Аспергера основывается на наличии
    нарушений общения, социального
    взаимодействия; ограниченного,
    стереотипного поведения, интересов и
    занятий; и отсутствии общей задержки
    речи и когнитивного развития.
  • Терапия

Ведение
пациентов, страдающих синдромом
Аспергера, включает психолого-педагогические
мероприятия, поведенческую и семейную
психотерапию. Медикаментозное лечение
носит вспомогательный характер.

Источник: https://studfile.net/preview/397835/page:136/

Синдром Геллера: причины, симптомы, диагностика и лечение

Синдром Геллера – это дезинтегративное расстройство, проявляющееся в быстро прогрессирующем слабоумии у детей раннего возраста, которое наступает после периода нормального развития. Оно редкое и, к сожалению, не обещающее благоприятного прогноза. В статье речь пойдет о том, почему оно возникает, какие симптомы указывают на его развитие, как его диагностировать, а также поддается ли вообще такой недуг лечению.

Вкратце о заболевании

Синдром Геллера проявляется внезапной утратой ребенком сформированных ранее навыков и функций. Приходится на период с 2 до 10 лет – дети, находящиеся в этом возрасте, оказываются в группе риска.

Ребенок, которого поражает данная патология, утрачивает речь, способность к выполнению обычных бытовых ритуалов и к решению интеллектуальных задач, которые раньше ему были по силам. Он перестает использовать невербальные коммуникативные средства, ничем не интересуется.

И, к сожалению, этиология до сих пор остается неизвестной. Благодаря последним проведенным исследованиям удалось установить определенную связь данного процесса с нейробиологическими механизмами ЦНС. В результате проведения электроэнцефалографического обследования получилось выяснить, что у порядка 50% детей изменена электрическая активность в головном мозге.

Также продолжается исследование связи синдрома Геллера с болезнью Шильдера, лейкодистрофией и судорогами. Имеет место быть версия, касающаяся того, что недуг имеет инфекционное происхождение. Якобы существует фильтрующий вирус – возбудитель малых размеров, который пока недоступен для изучения под микроскопом.

Патогенез

Он, к сожалению, пока тоже неизвестен. Но у ученых удалось выделить закономерности развития патологических процессов. Этому заболеванию предшествует как минимум два и как максимум десять лет абсолютно нормального развития. Ребенок хорошо овладевает речью и социальными навыками, понимает взрослых, делает какие-то бытовые дела. А потом резко возникают тревожные симптомы.

Родители замечают, что ребенок стал раздражительным и гиперактивным, наблюдают эмоциональные нарушения различного характера. А затем в течение 6-12 месяцев происходит исчезновение подавляющего большинства навыков, которые он ранее приобрел. Интеллект малыша снижается настолько, что кажется, будто бы ребенок – аутист. Признаки, впрочем, схожи.

Недуг быстро прогрессирует. Малыш становится умственно отсталым, у него утрачивается рефлекс контроля опорожнения кишечника и мочевого пузыря. Потом состояние стабилизируется на таком уровне.

С этого момента можно начинать развивать и восстанавливать утраченные навыки.

Однако происходит данный процесс очень медленно и, к тому же, без психологической и педагогической помощи никак не обойтись.

Первые симптомы

О них необходимо рассказать чуть более подробно. Важно знать симптомы, указывающие на то, что ребенок – аутист. Признаки, к слову, схожи с синдромом Каннера. Но и разница есть. Поэтому аутистами больных недугом Геллера все равно называть неправильно.

Так вот, симптомы этого синдрома можно выделить в такой перечень:

  1. Внезапно появившаяся раздражительность, своенравность, тревожность и гневливость.
  2. Возникает аффективная вспыльчивость, дополняющаяся гиперактивностью.
  3. Утрачивается способность к осуществлению сложных видов деятельности, которые требуют усидчивости, концентрации и распределения внимания.
  4. Простые действия (разукрашивание, сбор конструктора, участие в сюжетно-ролевых играх) вызывают невероятную сложность у ребенка.
  5. Появляется злость, неусидчивость.
  6. Малыш отказывается заниматься, если испытывает затруднения или ошибается.

Все перечисленное родители могут воспринять как обычные капризы, а потому и не обратить на происходящие с их ребенком изменения никакого внимания.

Именно из-за этого диагностирование заболевания на начальном этапе затруднено. Ребенок не хочет говорить, капризничает, проявляет характер? И что, переходный же возраст! Часто так и бывает, но, к сожалению, иногда эти изменения указывают на развитие опасной патологии.

Другие признаки

В течение нескольких месяцев ребенок может быть гиперактивным и эмоционально неустойчивым. Но затем появляются другие симптомы синдрома Геллера, намного более специфические.

Сильно изменяется речь. Она обедняется, словарный запас малыша сокращается. Он больше не говорит развернутых фраз, заменяя их простыми предложениями и элементарными командами – «дай», «иди», «нет», «да». В итоге речь просто распадается. Ребенок перестает говорить и понимать других людей.

Также малыш становится замкнутым, аутичным, равнодушным, отстраненным. Затем распадаются и двигательные навыки. Он уже не может сам чистить зубы, как раньше, умываться, убирать игрушки, есть, одеваться, справлять нужду. К этим признакам могут добавиться проявления неврологической патологии.

С момента возникновения первых симптомов проходит год – и вот у ребенка полностью утрачены бытовые, социальные и речевые навыки.

Осложнения

Без них дезинтегративное расстройство детского возраста не проходит. Интенсивное прогрессирование заболевания сменяется стабильно-негативным периодом. Отсутствуют осложнения психического и соматического характера, однако социальная адаптация становится невозможной.

Ребенку, пребывающему в таком состоянии, необходимо специальное обучение. Они не могут получить образование в каком-либо среднем или профессиональном учебном заведении, у них не получится овладеть профессией, практически полностью отсутствует вероятность создания семьи.

Такие дети развиваются очень медленно, а потому нуждаются в постоянном уходе со стороны. Если ситуация будет позитивно прогрессировать, то в дальнейшем окажется достаточно обычного контроля.

К сожалению, сильнее всего это заболевание отражается именно на родителях больного ребенка. Практически всем им приходится отказываться от карьерного роста, увлечений, социальной жизни – им нужно следить за малышом. Во имя его здоровья они приспосабливаются к новому образу существования.

Диагностика

Ее проводит детский психотерапевт. Хотя изначально родители приводят своего ребенка к педиатру или неврологу. Происходит это, как правило, в тот период, когда у малыша начинают утрачиваться ранее обретенные навыки.

Синдром Геллера подозревается редко, именно поэтому начинается обследование с визуального осмотра и общих анализов. Врач пытается выявить наличие травмы головного мозга, опухоли, эпилепсию.

Но, разумеется, подтверждения этих заболеваний он не находит, а потому малыша отправляют к детскому психотерапевту.

Как проводится обследование?

Начинается все с беседы. Врач опрашивает родителей, пытаясь разобраться с характерными особенностями течения заболевания. Выясняются следующие нюансы:

  1. Период правильного развития.
  2. Регресс двух и более сфер.
  3. Распад существующих функций и то, насколько он прогрессивен.
  4. Нарушение двигательных, языковых, игровых, бытовых и социальных навыков.

Затем начинается наблюдение. Специалист должен зафиксировать особенности поведения ребенка и его эмоциональных реакций.

У многих, к слову, возникает вопрос: «Синдром Геллера – это аутизм или нет?». По сути, назвать данное заболевание так нельзя. Но для этой патологии характерна гиперактивность именно в сочетании с известными аутистическими проявлениями. Поэтому отчасти да.

Завершающий этап диагностики – это психологическое тестирование. Врач проверяет интеллектуальные способности ребенка, прибегая к методикам, соответствующим возрасту пациента, глубине дефекта, а также способностью устанавливать и удерживать продуктивный контакт. Обычно используется тест Векслера и Равена, а также пирамидка и «коробка форм».

Принципы терапии

Лечение синдрома Геллера имеет общее направление с теми мероприятиями, которые направлены на корректировку раннего аутизма. Наибольшее внимание уделяется интенсивным процедурам в самом начале развития патологии.

Основа всех методов – бихевиоральный подход, поскольку у них очень высокая степень структурированности. То, насколько эффективно медикаментозное лечение, не ясно. Однако, лекарства все равно используют на раннем этапе, поскольку лишь они могут купировать выраженные поведенческие нарушения.

В остальном подход индивидуальный. В процессе реабилитации обязательно задействованы родители, врачи, специальные педагоги и психологи.

Что включает в себя лечение?

Задействовано три методики:

  1. Мероприятия коррекционной и развивающей направленности. Благодаря им удается немного восстановить речь и интеллектуальные функции, скорректировать эмоциональные нарушения. Ребенок может научиться сотрудничать, принимать помощь, оказывать ее другим.
  2. Психотерапия и семейное консультирование. Очень важна работа с родителями. Ее цель – научить их ухаживать за ребенком, проинформировать о специфике заболевания, уведомить о прогнозах. Важно, чтобы родители встречались и с другими семьями, столкнувшимися с синдромом Геллера. Это поможет им ослабить ощущение социальной изоляции, получить хоть какую-то эмоциональную поддержку и понимание.
  3. Реабилитация. Ею занимаются профессиональные педагоги, помогающие ребенку сформировать практические навыки. Он учится одеваться, умываться, орудовать столовыми приборами, писать, рисовать, мастерить поделки из пластилина. Также педагоги помогают скорректировать поведенческие и эмоциональные отклонения. Ребенок становится более внимательным, усидчивым.
Читайте также:  Яичная лапша: польза, состав и калорийность

Прогноз

К сожалению, он неблагоприятный. Утраченные навыки либо оказываются потеряны навсегда, либо восстанавливаются крайне медленно, и то – не полностью.

Если рано начать интенсивную терапию, то есть надежда, что ребенок научится изъясняться элементарными фразами и сам о себе заботиться в бытовом плане. Такой результат наблюдается у 20% пациентов. Они даже становятся социально активными. Это радует, но вот то, что профилактические меры до сих пор не разработаны, огорчает.

Источник: https://labuda.blog/235202

Синдром Геллера (симбиотический психоз, детская деменция, болезнь Геллера — Цапперта)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

  • Что такое Синдром Геллера (симбиотический психоз, детская деменция, болезнь Геллера — Цапперта)
  • Что провоцирует / Причины Синдрома Геллера (симбиотического психоза, детской деменции, болезни Геллера — Цапперта)
  • Симптомы Синдрома Геллера (симбиотического психоза, детской деменции, болезни Геллера — Цапперта)
  • Диагностика Синдрома Геллера (симбиотического психоза, детской деменции, болезни Геллера — Цапперта)
  • Лечение Синдрома Геллера (симбиотического психоза, детской деменции, болезни Геллера — Цапперта)
  • К каким докторам следует обращаться если у Вас Синдром Геллера (симбиотический психоз, детская деменция, болезнь Геллера — Цапперта)

Быстро прогрессирующее слабоумие у детей раннего возраста (после периода нормального развития) с отчетливой потерей на протяжении нескольких месяцев ранее приобретенных навыков, с появлением аномалий социального, коммуникативного или поведенческого функционирования.

Причины расстройства не выяснены. Преобладает представление о наличии органической природы заболевания.

После периода нормального развития до 2-3 лет в течение 6- 12 мес. формируется тотальное слабоумие. Часто отмечается продромальный период неясной болезни: ребенок становится своенравным, раздражительным, тревожным и гиперактивным. Речь обедняется, а затем распадается. Утрачиваются ранее приобретенные поведенческие, игровые и социальные навыки.

Теряется контроль за функцией кишечника и мочевого пузыря. Интерес к окружающей обстановке потерян, характерны стереотипные двигательные действия. За ухудшением в течение нескольких месяцев следует состояние плато, затем может наступить незначительное улучшение.

Расстройство часто сочетается с прогрессирующим неврологическим состоянием, которое обычно кодируется отдельно.

Прогноз заболевания неблагоприятный. Большинство больных остаются с тяжелой умственной отсталостью.

Расстройство напоминает дементные состояния взрослого возраста, но отличается в 3 аспектах: 1) нет доказательств распознанного органического заболевания или повреждения; 2) потеря приобретенных навыков может сопровождаться некоторой степенью выздоровления и восстановления функций; 3) нарушения общения имеют характер, сходный с аутизмом, а не с интеллектуальным снижением.

Дифференциальная диагностика

Проводится с аутизмом, ранней детской шизофренией. Для синдрома Геллера характерно общее психическое опустошение.

Преимущественно симптоматическое. Включает три направления: лечение нарушений поведения и неврологических расстройств; мероприятия социальной и образовательной служб; помощь семье и семейную терапию.

Нет данных об эффективности какой-либо формы лекарственной терапии, за исключением краткосрочного лечения нарушений поведения. (Существуют сообщения, что расстройство вызывается «фильтрующимся вирусом», а специфичность клиники связана возрастными особенностями поражения.)

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Синдрома Геллера (симбиотического психоза, детской деменции, болезни Геллера — Цапперта), ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику: Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно.

Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом.

Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой.

Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина.

Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Если Вас интересуют еще какие-нибудь виды болезней и группы заболеваний человека или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.

Источник: https://www.eurolab.ua/diseases/1952

Деменция у детей

При различных поражениях головного мозга может возникнуть острое психическое нарушение, которое называется деменцией. Есть и другие толкования этого слова, например, «слабоумие», или прогрессирующий распад сложившегося интеллекта, то есть это не совсем строгий термин.

Виды деменции

У детей выделяют:

  1. резидуально-органическую деменцию,
  2. прогрессирующую деменцию,

Эти виды разделяются в зависимости от характера патогенетических механизмов. При менингите может появиться резидуально-органическая деменция, она же возникает при значительных черепно-мозговых травмах, и отравлениях ЦНС медикаментами.

Прогрессирующая деменция у детей считается самостоятельным заболеванием, которое может являться частью структуры наследственно-дегенеративных пороков и заболеваний ЦНС, а также поражений сосудов головного мозга. Сам синдром слабоумия связывают по названию с болезненной формой ребенка, приведшей к этим проявлениям слабоумия.

Симптомы деменции у детей

Деменция зачастую является симптомом олигофрении, шизофрении и иных серьезных психических патологий у детей. У них деменция по большей части выражается в заметном затухании умственных способностей, главной среди которых является память, то есть резко снижается способность к запоминанию. Таким детям весьма сложно запомнить даже такие элементарные вещи, как свое имя.

Симптомы деменции у детей проявляются довольно рано, а основными причинами заболевания в раннем возрасте бывают болезнь Альцгеймера и патология сосудов головного мозга.

Намного реже встречаются деменции, спровоцированные раковыми заболеваниями головного мозга, либо сильными черепно-мозговыми травмами. Диагностируя деменцию у детей, врачи берут во внимание стадию олигофрении и тяжесть заболевания.

Диагностика проводится с помощью тестов и непрерывного врачебного наблюдения, однако применяются и такие лабораторные исследования, как резонансное сканирование головного мозга и томография.

Лечение заболевания

Лечение деменции у детей – довольно продолжительный процесс, он проходит под контролем врача-психиатра, однако стойкого улучшения добиваются далеко не всегда. Больным с подобным заболеваниям необходим ежедневный уход.

Лечение деменции у детей проводят с учетом происхождения болезни и течения основного процесса. Для снижения скорости развития болезни врач-психиатр назначает средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток и мозговой кровоток.

При резидуально-органической деменции предпочтение отдается психолого-педагогическим собеседованиям.

То есть первая ступень, это диагностика деменции, а вторая — определение причины ее возникновения. Явные синдромы еще не являются основанием для постановки диагноза деменции. Если у ребенка значительно нарушен уровень сознания и его психическое состояние не дает возможности адекватно оценить его психический статус, то и диагноз поставить не удастся.

Осложнения

Иногда больные деменцией демонстрируют депрессивное состояние, но это тоже не явный симптом деменции у детей, хотя это и может натолкнуть на подозрение о развивающейся деменции.

Эта депрессия в основном проявляется на ранних этапах болезни, ведущих к последующей деменции.

Прогрессирование болезни сопровождается непременным ухудшением умственных возможностей, но депрессии встречаются заметно реже.

В детском возрасте деменция и олигофрения являются понятиями, связанными между собой.

Деменция, чаще всего, это следствием различных заболеваний, поэтому лечить ее должен только специалист, врач-психиатр и невропатолог.

Фармакологическое лечение деменции

Фармакологическое лечение деменции подразумевает применение средств группы психостимуляторов, например, кофеина (Кофеин-бензоат натрий), мезокарба (Этимизол, Сиднокарб). Из средств растительного происхождения применяют тонизирующие препараты:

  • элеутерококка,
  • женьшеня,
  • лимонника,
  • левзеи и ряда других.

Эти средства, воздействуют на ЦНС и повышают выносливость при психических и физических нагрузках, они малотоксичны и больные хорошо их переносят.

К числу Ноотропных средств относят:

  • Нооцетам,
  • Ноотропил,
  • Луцетам,
  • Пирацетам
  • препарат гидролизата мозга животных – Церебролизин.

Источник: https://nmedicine.net/demenciya-u-detej/

Ссылка на основную публикацию